Воскресенье, 12.05.2024, 16:35
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Объявления [2] Статьи [10]
Поздравления [3]
Мини-чат
Радио




Мы в соц-сетях
Праздники России
Главная » 2014 » Июнь » 6 » Копия исследовательской работы Александры Прутовой 2009 год
11:04
Копия исследовательской работы Александры Прутовой 2009 год

XI Александровская районная научно-практическая конференция школьников «Юность. Наука. Культура»

Секция: обществознание

«Народная культура в современном обществе: есть ли будущее?»

Автор работы: Прутова Александра

Андреевна

Село Александровское,

МОУ СОШ № 2, 10 «В» класс

Научный руководитель:

Крюкова Светлана Алексеевна

Январь 2009

План:

I. Введение

1 - Цели и задачи

2 - Материалы и методы исследования

II. Основная часть

1 - роль культуры в жизни современного общества

2 - понятие народной культуры

3 - исследовательская деятельность

III История создания ансамбля «Колос»

1 - анализ периодической печати

2 - беседы

3 - социологический опрос

IV Результаты исследования

V Заключение

VI Выводы

Введение:

Что же такое культура? Ученые до сих пор не могут однозначно ответить на этот вопрос, дать ответ, который заслужил бы всеобщее признание. Существует более 200 определений этого понятия. Что только не включает в себя понятие «культура»: одежда и книги, посуда и прокатные станы, симфонии и железные дороги, мосты и театры. Все, что создано человеком. Но не надо думать, что вся эта «коллекция» лишь случайное нагромождение деятельности человека.

С древних времен люди привыкли связывать с понятием «культура» представление не только о рукотворных ценностях. Еще в древности было замечено, что там, где человек начинает создавать какие-либо предметы, до того не существовавшие в природе, это не проходит бесследно для самого человека.

Тема моей исследовательской работы «Народная культура в современном обществе: есть ли будущее?» выбрана не случайно.

- Во-первых, проблема роли народной культуры в нашем обществе очень актуальна.

- Во-вторых, она лично значима для меня, т.к. моя мама привела меня в три года в детский народный ансамбль «Колосок», занятия в котором так увлекли меня, что я продолжила свою творческую деятельность в русском народном ансамбле песни и пляски «Колос».

- В-третьих, изменения в стране, переход к информационному обществу, изучение предмета «обществознание» заставили меня задуматься о роли народной культуры в жизни каждого человека.

Мною были изучены работы Д. С. Лихачева, Л. Н. Боголюбова, Н. А. Бердяева, материалы периодической печати, статьи из журналов, которые подтвердили мою уверенность в актуальности и значимости данной темы.

Цели и задачи моей работы:

1. Выяснить, какова роль народной культуры в современном обществе

2. Есть ли будущее у народной культуры?

Для достижения целей я решила изучить историю создания ансамбля песни и пляски «Колос» и сравнить роль народной песни, интерес к ней зрителей в момент создания коллектива и сегодняшний день.

Объект исследования: история создания и деятельность ансамбля «Колос», учащиеся 10-х классов, учителя МОУ СОШ №2, работники культуры.

Методы исследования:

1. Сбор и изучение архивных материалов СКО

2. Интервью

3. Изучение материалов периодической печати

4. Социологический опрос

5. Изучение фото и видеоматериалов

6. Изучение личных архивов руководителей и участников ансамбля

.

Основная часть:

Народная культура – явление удивительно сложное по своему составу и феноменальное по своей жизнестойкости. Трудно выделить какую-либо сферу жизни человека, которая не имела бы этнических особенностей, подходящих в той или иной степени народной культуре. Праздники, обряды, верования, этикет, система нравственных ценностей, организация труда и отдыха, народная педагогика и медицина – это далеко не полный перечень того, что не подразумевается под этим понятием.

Народная культура изучается разными научными дисциплинами: историей, филологией, этнографией, философией культуры, искусствознанием и др. В научной литературе обнаруживаются разные, неоднозначные подходы к данному явлению. Нередко она предстает как совокупность отдельных направлений, видов, жанров, даже объектов (народные керамические изделия, одежда, обряды, лубок и пр.). Часто ее пространство сужается, особенно в области искусствоведения, до художественного народного творчества, фольклора (народные песни, танцы, ремесла), а то и до словесной художественной традиции, относящейся к историческому прошлому (былины, предания, пословицы и пр.). При этом каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет, свой круг интересов (например, в рамках этнографии, филологии и др.).

Народная культура в культурологическом аспекте будет пониматься достаточно широко и не ограничиваться ее историческим пластом, относящимся к далекому прошлому, т.е. как сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных). К элементам, ее составляющим (как и культуру в целом), относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни, художественное творчество и пр. в их знаково-символическом и предметно-материальном воплощении, в также способы деятельности, трудовой, утилитарно-бытовой (домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д.), технологии функционирования, т.е. практическое оперирование ценностями, смыслами, формы их поддержания, сохранения и передачи от одного поколения к другому, а также их трансформации, обновления.

Исходя из этого, в названном целом можно выделить разные составляющие:

1.Культурный текст в широком смысле: семантика и её знаково-символическое и материальное воплощение; словесные тексты (предания, сказания, былины, пословицы и т.д.), музыкально-интонационные(песни, танцевальные наигрыши и пр.), пластические, соционормативные, эстетические, этические и пр. представления, предметно-вещная среда (жилище, домашняя утварь одежда) и т.п.

2.Социальный носитель - субъект культуры, её продуцирующий, и в то же время благодаря ей существующий. Типы культурных субъектов разного масштаба и типа: личность, группа, социальная среда, социальная общность, сообщество, народ нация, которые выступают в качестве носителей в качестве носителей культуры или её отдельных областей.

Понятие "народная культура" (и особенно "народ") связаны с самыми разными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями, порой чисто популистского толка. В самом общем виде можно сказать, что с народной культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и объектов, в названии которых присутствует эпитет "народный (-ая, -ое, -ые)". В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастера, целители и т. д. Аналогичную картину можно наблюдать и в др. европейских языках, где широко представлены словообразования, восходящие к лат. populus или герм. Folk, Volk (народ). Оба слова в разных контекстах имеют два значения:
1-множество-людей,люди,население,популяция;
2 - общность людей, группа, сообщество.

Понятие "народ" в русском и европейских языках - это с одной стороны - население, совокупность индивидов, с другой - общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, например, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и пр.), обладающим сходными (общими) представлениями, верованиями, идеалами.

Эта общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры, отличной своим видением мира, способами его знаково-символического воплощения в тех иди иных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики, которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя), позднее этнос (греч. ethnos - народ). С течением времени, в процессе социальной дифференциации (расслоения), сообщество приобретает более сложную, иерархическую структуру, выделяются особые группы, слои, классы, появляются представления о высших и низших слоях, народе и не-народе (например, жрецы, волхвы как носители сокровенного знания, вожди, племенная знать, феодальная и рабовладельческая аристократия), которые стали формировать в рамках общей культуры свои культурные варианты.

В народной культуре я решила рассмотреть один из ее аспектов: народную песню на примере русского народного ансамбля песни и пляски «Колос»

История создания ансамбля:

Хор возник в 1959 году, много раз он удостаивался звания лауреатов различных конкурсов, в том числе Всероссийского и Всесоюзного. Коллектив часто выступает перед ветеранами Великой Отечественной Войны, ветеранами труда, да и просто перед жителями села.

Идея была создать коллектив, который радушно будут принимать александровские зрители. Назвали ансамбль истинно александровским названием «Колос».

Основателем и первым руководителем ансамбля был Валентин Прокофьевич Ковганов. Очень ответственный и отзывчивый человек. Он первый сумел собрать и удержать столько людей вместе и настолько долго.

Ансамбль «Колос» до сих пор остается желанным гостем на любом празднике края. Его радушно встречают зрители. За 6о лет ансамбль участвовал во многих престижных конкурсах. Не было такого, чтобы «Колос» не отметили. Почти всегда коллектив возвращался с высшими наградами.

Скоро ансамбль «Колос» будет отмечать свое 60-тилетие. За многие годы работы он получил призвание не только в своем родном селе Александровском, но и во всем крае. Коллектив тепло принимают всюду. Часто обновляющийся репертуар, вечно молодой задор (хотя некоторые артисты достигли уже пенсионного возраста), повседневная упорная работа над повышением своего творческого мастерства – вот те качества, за которые выступления ансамбля всегда встречаются бурными аплодисментами в селах и городах.

Анализ периодической печати:

Ансамбль «Колос» нередко появлялся в печати. В редакции александровской районной газеты «Александровская жизнь» этот талантливый коллектив давно знают за их активность и стремление к творчеству. Ансамбль выступал на хлебных нивах, в военных госпиталях, при строительстве Большого Ставропольского Канала. Не пропустили они и Красную Площадь в Москве. Ансамбль не раз выезжал за границу, что тоже было отмечено в печати.

Социологический опрос:

По данным социологического опроса, который мы проводили среди учащихся десятых классов, учителей и работников культуры, мы выяснили, что учителям и работникам культуры народная культура ближе, чем молодежи в лице десятиклассников.

Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. В приобщении к ценностям культуры есть два пути. Первый – трудный, но радостный путь постижения мира в его сложности и красоте. Именно этот путь выбирают взрослые люди в лице учителей и работников культуры. Второй – путь, так сказать, престижного присвоения культурных ценностей.

Его особенность состоит в том, что ценности культуры в этом случае служат цели возвысить человека в чьих-то глазах. Этот путь и выбирает наша молодежь, но те, кто следует вторым путем лишь снимает, как с молока снимают сливки, только верхние слои культуры.

Выводы к социологическому опросу:

— Народная культура более близка людям старшего возраста, чем молодежи

— Несмотря на это, при составлении синквейна «Народная культура» учащимися 10-х классов были использованы определения: родная, близкая, разнообразная, самобытная, незабываемая, незаменимая и другие.

— Учащиеся отмечали мировоззренческую и воспитательную функции народной культуры.

— Близость народной культуры опрашиваемым доказывает их эмоциональное отношение к данной теме, которую они выражают словами: основа, опора, исток, корни, Родина.

— Роль народной культуры в современном обществе увеличивается.

Заключение:

Работа над данной проблемой еще раз убедила меня в значимости народной культуры в современном обществе. Я нашла подтверждение многим утверждениям выдающихся людей и убедилась в их правильности и актуальности. Люди должны помнить, что:

1. искусство не только дарит человеку эстетическое наслаждение, оно еще и формирует его духовный мир

2. Общение с искусством для человека – дополнительный источник, побуждающий к поиску путей и средств решения проблем жизни

3. Задача человека состоит в том, чтобы стремиться к неуклонному восхождению к вершинам художественной культуры, где перед ним открываются возможности получать духовное наслаждение, способное сделать его жизнь более интересной, яркой и содержательной.

4. По-настоящему культурный человек стремится быть широко образованным. 5. Человеку нужны не только знания для непосредственной работы, ему нужен мир во всем богатстве смыслов, форм, красок и звуков.

6. Одна из величайших основ, на которой зиждется культура, - память

7. История культуры – это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования

8. Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результата семейной памяти, культура народа – народной памяти.

Список литературы:

Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. - М., 1985.

Бердяев Н.А. Судьба России. - М.- Харьков. 2000..

Боголюбов Л. Н. «Человек. Природа. Общество» М., Новая школа, 1997.

Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., 1991

Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. - М., 1986.

Гуревич П.Г. Философия культуры. - М., 1994. Гл.13.

Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М., 1966.

Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. - М., 1981.

Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1977

Кукаркин А.В. Буржуазное общество и культура. - М., 1970.

Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М., 1985.

Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб., 1998.

Д. С. Лихачев, «Раздумья» Москва 1991

Э.Мунье. Манифест персонализма. - М., 1999. \

Народная культура в современных условиях. - 2000.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983

Ортега-и-Гассет. Избранные труды. - М.,1997.

Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. -М., 1981.

Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.

Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. - М. 2000.

Сапрыкин В.А. Русская культура как самостоятельный, самобытный тип культуры. //Русская культура: ценности и архетип. - М., 1999.

Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. - М., 1986.

Шестаков В.П. Мифология ХХ века. - М., 1988.

Элита и этнос Средневековья. - М., 1995.

Элитарное и массовое в русской художественной культуре. - М., 1996.

Просмотров: 978 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Новости
Поиск
Помогите сайту
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024